Адрес офиса: г. Москва, Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 2 (ARTPLAY), Метро Курская, (с 10:00 до 19:00)
Главная » Статьи » Чем регулируется правоотношения в интернет-магазине

Чем регулируется правоотношения в интернет-магазине при реализации

Электронная коммерция «e-commerce», как сфера экономики, включает в себя направление, связанное с электронной торговлей «e-traid», когда реализации бизнесом своих товаров осуществляется посредством интернет-магазинов (online shop), маркетплейсов (marketplace), агрегаторов (aggregatio), приложений и иных сервисов.

Каждый из указанных способов продажи имеет свои правовые отличия, но главное отличие классического формата реализации – «пришел / увидел/ пощупал / купил», трансформировался, покупка товаров осуществляется без ознакомления с ним напрямую (магазин, торговый центр и т.п.).

Это свидетельствует о том, что сложившийся годами порядок покупок меняется, люди прибегают к дистанционному взаимодействию, когда взаимоотношения сторон осуществляются без их физического присутствия, используя лишь технические средства связи и волю сторон.

В связи с указанными изменениями, контроль со стороны государства набирают обороты, интернет споры между контрагентами, потребителями и иными лицами, чьи права могут быть нарушены действиями (бездействиями) при реализации товаров через интернет-магазины, возрастают.

Настоящая статья направлена на общее понимание правового регулирования сферы интернет торговли и основных законодательных актов, применяемых при реализации различного рода продукции.

Основное

Электронная торговля является достаточно популярной сферой для бизнеса, поэтому юридическое сопровождение интернет-магазинов является востребованным видом услуг, так как отдельный законодательный акт, регулирующий правоотношения сторон в данной области отсутствует, только совокупность норм, обобщающих порядок ведения предпринимательской деятельности.

Приведем основные, но не исключительную нормативно правовую базу в сфере интернет торговли, которая должна учитываться, применяться и использоваться собственниками компаний при реализации процессов, включая:

  • нормы гражданского законодательства – ч. I (общие положения гражданского законодательства), II (обязательства) или IV (интеллектуальная собственность) ГК РФ, в частности, гл. 28 ч. I, ст.ст. 497, 499 ч. II и ч. IV ГК РФ, но не ограничиваясь;

Эти положения подлежат изучению вкупе или в отдельности, в зависимости от стадии развития, на которой находится та или иная компания.

  • законодательство о защите прав потребителей – ст. 26.1, но не ограничиваясь;

Является приоритетом для собственников бизнеса, занятым в сегменте b2c (business-to-consumer), то есть, реализующим свои товары конечным потребителям (гражданам), которые прибегают к услугам юристов по гражданским делам при разрешении спорных ситуаций.

  • ФЗ «О рекламе»;

Данный нормативный акт актуален для бизнеса, который проводят рекламные кампании своей продукции, устанавливает дозволения, запреты и ответственность участников предпринимательской деятельности в интернет магазинов.

  • ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;

Указанный правовой акт является основополагающим документом, обеспечивающим баланс соблюдения прав и законных интересов потребителей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю, производство, продажу (перепродажу) своей продукции.

  • ПП РФ № 612 от 27.09.2007 года и ПП РФ № 55 от 19.01.1998 года

Эти постановления устанавливают правила именно дистанционной торговли, к которой относят и интернет магазины и применяются в решении возникающих конфликтов при защите прав потребителей.

  • Письмо Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» № 0100/10281-07-32 от 12.10.2007 года, «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» № 0100/2569-05-32 от 08.04.2005 года и от 07.10.2016 года № 01/13541-16-29 «О правовых основах регулирования дистанционной торговли»;

Эти акты Роспотребнадзора недвусмысленно свидетельствуют о регулировании данной отрасли бизнеса, то есть, направлены на соблюдение требований законодательства.

  • 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

Настоящий закон регулирует финансовые взаиморасчеты сторон договорных правоотношений при реализации товаров дистанционным способом.

  • 152-ФЗ «О персональных данных» и ПП РФ от 01.11.2012 г. №1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Наиболее востребованные положения, определяющие порядок обработки персональных данных, в том числе, принципы, условия и трансграничная их передача.

  • Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;

Данный Кодекс содержит правонарушения, выявление которых влечет соответствующую ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  • Указ Президента РФ от 17.03.2020 года № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения»;

Указанный акт ознаменовал возможность торговли безрецептурными лекарственными препаратами посредством дистанционного способа реализации.

Это тот минимум нормативной базы, которая регулирует правоотношения в области интернет торговли, не является исчерпывающей, поскольку зависит от специфики бизнеса, реализуемых товаров и иных, не менее важных обстоятельств.

Во избежание конфликтных ситуаций, бизнес прибегает к снижению своих рисков, посредством юридического сопровождения электронной коммерции, целью которого является упорядочивание правовых процессов по работе со своими клиентами, контрагентами и государственными органами.

Выводы

Интернет-магазины, как отрасль бизнеса, достаточно сложное направление, основанное на нюансах дистанционной коммуникации бизнеса, потребителей и государства, правах, обязанностях и ответственности указанных лиц.

В настоящее время государство, в лице Роспотребнадзора и Минпромторга  упраздняют ряд ранее действовавших актов и работают над новыми правилами электронной торговли, которые будут содержать существующие бизнес процессы, как «пуш-» «смс-» и иных форм уведомлений, как способы акцепта договоров.

Напоминаем, что представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является юридической консультацией или заключением, поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения.

Если представленная информация вызвала дополнительные вопросы, перечне, объеме и стоимости юридических услуг для юридических лиц, комментарии к ним можно получить в чате на нашем web-сайте, по телефону +7 (495) 741-84-78 или адресу электронной почты info@nobele.ru.

Возникли вопросы по нашим услугам, ценообразованию или нужна правовая оценка ситуации?

Узнавайте по телефону +7 (495) 741-84-78 или заполнив форму обратной связи.



Приложить файлы (не обязательно)

Заполняя заявку и нажимая кнопку «отправить», вы соглашаетесь с условиями соглашения на обработку персональных данных.

Услуги для бизнеса: